"У нас есть неоспоримое преимущество - наша продукция уже сама по себе ассоциируется с праздником", - хвастается директор по корпоративным связям и информации ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"" Алексей Кедрин. - Именно поэтому, помимо календарей, флешек, портмоне, брелоков, визитниц, кепок, футболок, зонтов, мы дарим пиво или предметы, связанные с культурой пива - кружки, бокалы или книги, например "Пиво. 500 великих марок. Путеводитель" Майкла Джексона. В ней объяснено, почему каждый сорт имеет такой, а не другой вкус, чем отличается лагер от эля, какова идеальная температура пива и как "правильно" его употреблять. А пару лет назад мы дарили красивые медные мини-модели варочных котлов", - вспоминает господин Кедрин. По его словам, в этом году компания не будет нарушать традиции, хотя затраты придется снизить. "Уверен, наши партнеры тоже чувствуют на себе влияние финансово-экономического кризиса, поэтому обид не будет", - надеется он. Он добавил, что менеджеры компании, в свою очередь, часто получают подарки, связанные с отраслью в которой они работают. "За почти двадцатилетнюю историю компании оригинальных подарков от клиентов и партнеров "Балтики" скопилось столько, что нам пришлось создать специальный музей. Здесь и шахматы от президента одной из республик, и мяч с автографами футболистов "Зенита", и шапка Мономаха из реквизита Мариинского театра. Нам часто дарят пивные кружки, ендовы, братины, чаши - всевозможных размеров, видов, из самых разных материалов. "Балтика" вызывает ассоциации с морем, поэтому музейная коллекция нередко пополняется макетами парусников, фрегатов, подводных лодок", - говорит Алексей Кедрин.

В сфере услуг компании иногда используют свои предложения в качестве подарков, а заодно и бесплатно рекламируя себя. Ежегодно в качестве новогоднего бонуса INFOLine в течение месяца предлагает воспользоваться услугами, оказываемыми агентством, бесплатно. "В прошлом году это был "Краткий анализ информационной активности" - мы оценивали уровень присутствия компании и ее основных конкурентов в информационном пространстве, - рассказывает Иван Федяков, - В акции мог принять участие любой желающий. В 2009 году мы заметили, что потребность бизнеса в информации о событиях на рынках, а также в аналитике по отраслям заметно возросла, и расширили список услуг, предоставляемых по акции - добавили "Тематические новости", "Отраслевые обзоры", "Индивидуальный мониторинг" и "PR-поддержку"". По его словам, в компании отказались от традиционной рассылки календарей, блокнотов и открыток с корпоративной символикой.

О том, чем именно планируют одаривать в этом году своих партнеров в X5 Retail Group ("Карусель", "Перекресток", "Пятерочка"), в компании не говорят, но общий ход мысли можно предугадать. В прошлом году крупнейший продуктовый ритейлер дарил своим партнерам новогодние наборы (коньяк, шампанское, конфеты, новогодние украшения) и подарочные карты.