— Важно разделять понятие корпоративного подарка и промо-сувенира. Это две ниши с разными бюджетами, хотя многие компании то ли из экономии, то ли по незнанию пытаются заменить первое вторым. Сувениры — это календари, блокноты, ручки, футболки и прочие универсальные мелочи с логотипом, «расходный материал», их вручают многим и без особенного повода. Корпоративные подарки заказываются меньшими тиражами, направлены на узкую аудиторию, призваны выразить особое отношение. Они и более адресные, и более дорогие. Подарив значимому клиенту стандартный комплект промо-сувениров, вы никакой эмоциональной связи не выстроите и никакой цели не достигнете.

Статуэтки и прочие нефункциональные мелочи. Стоит сразу забыть о статуэтках с символами года на Новый год, фигурках «с приколами» на профессиональные праздники и прочих бесполезных пылесборниках. Но даже вещи, которые формально функциональны, могут быть бесполезны на практике. Например, дешевые — или даже дорогие, но не слишком красивые настольные часы, шкатулки, настольные игры и т. д., если не известно доподлинно, что человек что-то из этого коллекционирует или просто любит.

Подарочные издания в духе «1000 афоризмов»: такие книги могут быть даже дорогими, но при этом абсолютно бессмысленными. Да и вообще с книгами стоит быть осторожнее: чтобы их дарить, нужно хорошо знать вкусы и сферы интересов адресата.

— В последнее время все меньше принято дарить коллегам или деловым партнерам алкоголь. Принадлежности для курения тоже не в тренде.

Подарки «с двойным дном»: книги по этикету, абонементы в фитнес и любые двусмысленные презенты. Даже если вы ничего такого не имели в виду.

Подарки-шутки — отличный вариант, только если у вас с адресатом неформальные отношения, и вы на 100% уверены, что шутку поймут правильно.

— То же касается «подарков-впечатлений» (полетов на вертолете, сертификатов на кулинарный мастер-класс или на фотосессию и т. д.): нужно быть уверенным, что этому адресату такой подарок в радость.

Слишком личные подарки (парфюмерия, косметика, предметы одежды и т. д.): это просто противоречит деловому этикету.

Задумавшись о подарке, решите для себя, а вы бы хотели получить что-то подобное от коллег по работе или нет.