Казалось бы, в разгар кризиса такая «непрактичная» сфера, как бизнес-сувениры, должна пострадать первой. Однако на деле для сувенирной отрасли все оказалось не так драматично: корпоративные подарки — мощный маркетинговый инструмент, и большинство компаний не готово от него отказываться.

Дмитрий Пчелин, генеральный директор компании Admos Gifts, рассказывает: «По результатам 2015 года кризиса мы почти не ощутили: даже если у некоторых клиентов произошло сокращение маркетинговых бюджетов, мы компенсировали эти потери проектами с новыми клиентами. В любом случае компании, которые постоянно использовали в своих маркетинговых активностях бизнес-сувениры, не могут от них взять и отказаться. Это было бы не слишком дальновидно: во-первых, их клиенты, которые привыкли к таким жестам внимания, сразу почувствуют, что с бизнесом партнера что-то не так. А во-вторых, реклама на подарках — один из лучших инструментов повышения лояльности клиентов; и кто в разгар кризиса в здравом уме откажется от повышения лояльности?

Так что полностью от корпоративных сувениров почти никто не отказывается. А вот бюджет на них в некоторых компаниях все-таки сократился.

С этим согласна и руководитель отдела корпоративной продукции компании «Бюро находок» Анна Царюк:
«Существенной разницы конкретно в праздничных заказах по сравнению с прошлым годом мы не ощутили. А на случай урезания рекламных бюджетов есть много недорогих, но при этом необычных и интересных вещей. Ценность подарков, вызывающих эмоции, не обязательно напрямую привязана к денежной составляющей».

Самым популярным поводом для корпоративных сувениров по-прежнему остается Новый год. За ним следуют юбилеи компании, профессиональные праздники, 23 февраля с 8 марта и дни рождения сотрудников.

Перемены и тенденции

По словам Дмитрия Пчелина, главными трендами на рынке корпоративных подарков в последние годы стали функциональность, практичность и инновационность. «Это и неудивительно, ведь подарки меняются вместе с образом жизни современного человека. Люди уже не хотят дарить и получать бесполезные пылесборники, а также, в отличие от прошлых лет, реже используют алкоголь как подарок».

Место алкоголя и привычных ежедневников заняли гаджеты: главный хит продаж — внешние аккумуляторы для мобильных устройств, а кроме них, USB-флешки, наушники и другая электроника. При этом подарки для клиентов и партнеров становятся все более личными, не привязанными к офисной жизни: зачастую это товары для дома, путешествий или релаксации.

Еще одним уверенным трендом стал отказ от слишком крикливого брендирования: всем наконец стало очевидно, что никто не хочет пользоваться вещью, по всей поверхности которой нанесен логотип чужой (да даже если и своей) компании. Теперь логотип стараются вписать в дизайн подарка естественно и не слишком заметно.

Анна Царюк отмечает еще одну черту: «Да, в последние годы наблюдался явный интерес к подаркам, основанным на технологиях. Но то ли из-за перенасыщенности рынка, то ли из-за некой „холодности“ этих вещей сейчас я замечаю рост интереса к эмоциональным, теплым, „душевным“ подаркам. К вещам, произведенным хоть и промышленным образом, но с рукотворными, авторскими деталями».

В целом, к выбору подарков для клиентов и партнеров сейчас относятся более вдумчиво. Недостаточно выбрать наилучшую вещь по соотношению «цена — качество»: важно четко определить, какой цели вы этим подарком хотите достичь, какой эмоциональный отклик вызвать. По словам Дмитрия Пчелина, «в тренде подарок или даже подарочный набор, где предметы объединены общей концепцией, некой историей, смыслом и эмоцией, которые заказчик хочет донести до своих партнеров: надежность, стабильность, результативность, восторг, лидерство…»

Не только что, но и кому

В режиме ограниченного бюджета на подарки коммуникации должны быть хорошо продуманными и адресными. А значит, важно определиться не только с тем, что дарить, но и с тем, кому предназначен подарок.

Главное правило — адресатом должен быть тот, с кем в компании вы работаете напрямую: конкретный менеджер по закупкам, пиарщик, директор направления, программист.

Именно лояльность людей, от которых будет непосредственно зависеть успех вашего сотрудничества, вам нужно завоевать в первую очередь. Даже если этот человек в компании не принимает окончательных или единоличных решений — он влияет на того, кто их принимает. Поэтому вам так важны хорошие отношения именно с ним.

Дальновидные бизнесмены практикуют поздравление ключевых специалистов даже после того, как те перестали работать в компании клиента: ведь они, скорее всего, останутся в той же сфере и перейдут на аналогичную позицию, и с большой долей вероятности через них можно будет выстроить коммуникацию с их новым работодателем.

Определяем бюджет подарков

Ни о какой универсальности при определении бюджета на корпоративные подарки речи не идет: клиенты приносят разный доход, одни партнеры приоритетнее, чем другие, с кем-то вы работаете больше, с кем-то меньше, поэтому тратить на подарки всем одинаковые суммы не слишком целесообразно.

Эксперты советуют заранее определить сумму, которую вы готовы тратить на подарки каждому конкретному клиенту — не только в этом году, но и в перспективе.

Порывистость и чрезмерная щедрость здесь вредны: стоит купить слишком дорогие подарки в удачный год, и в следующем году от вас уже будут ждать повторения этого «аттракциона неслыханной щедрости». А резко подешевевшие презенты станут индикатором того, что дела у вас идут не слишком хорошо.